Наша школа располагается на одной из небольших улиц Краснодара – это улица имени Героя Советского Союза Валерия Чкалова, великого летчика-истребителя и испытателя. Недавно школе было присвоено имя этого славного героя. Слева у парадного входа установлен памятный бюст.
Родился Валерий Павлович Чкалов 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас это город Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать Валера потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, он поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.
Мечта о небе появилась, когда он в первый раз в жизни увидел самолет. Тогда он в свои 15 уже работал кочегаром на пароходах плавающих по Волге. В то время, чтобы стать летчиком, нужно было поступить в Красную армию, где Валерий был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
Мечта летать стала реальностью, когда Чкалов успешно окончил Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу, а затем был переведен в Борисоглебскую авиашколу.
Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.
В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Здесь он проявил себя как отважный и дерзкий летчик.
В 1928 г. Валерия Павловича увольняют из Красной армии в запас.
В 1930 г. Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС (Научно-исследовательский институт военно-воздушных сил). За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.
Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Подвиги Валерия Чкалова
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну и весь мир, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалин.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звании героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда осуществил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла восемь тысяч пятьсот четыре километра, а длительность полета – шестьдесят три часа шестнадцать минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов до последнего старался отвести падение от жилых построек.
Валерий Павлович Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета.
Неоценим вклад Валерия Чкалова в будущую победу Советского Союза над Немецко-Фашистскими захватчиками. Все его подвиги, испытания новых самолетов впоследствии в воздушных боях спасали жизни наших летчиков, служили примером мужества и героизма.
Слова Валерия Чкалова в одном из писем, можно считать девизом каждого героя: «Как истребитель я был прав и буду впоследствии еще более прав. Я должен быть готов к будущим боям и к тому, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идет в бой. Я признаю только такого бойца бойцом, кто, не колеблясь ни секунды, для спасения других людей пожертвует своей жизнью. И если нужно будет Союзу, то я в любой момент могу это сделать».
Составитель: Зав. библиотекой МБОУ СОШ № 39
Честнейшина Н. Н.